Методика СМЕ® или Cuevas Medek Exercises была разработана чилийским физиотерапевтом (реабилитологом) Рамоном Куэвас в 1972 году в Венесуэле. Основана на развитии генетической предрасположенности человека «стоять и ходить в вертикальном положении».
Методика позволяет развить двигательные навыки у детей с органическим поражением головного мозга. Большинство из упражнений направлены на тренировку баланса и координации. Упражнения разбиты на четыре подгруппы: Тренировка координации и удержания головы, туловищный контроль, контроль положения стоя, контроль ходьбы.
Цели CME
провоцирование мозга ребенка на автоматический ответ постурального и функционального контроля.
подвергает сегменты тела воздействию гравитации.
способствует использованию максимально возможного объема тела самим ребенком.
изменяет нейромышечную систему ребенка для выявления неочевидных моторных функций.
интегрирует диапазон движений упражнений в существующий объем движения.
В СМЕ нет пассивного диапазона движений. Все упражнения всегда динамические, работающие над новыми двигательными навыками. Нам не требуется мотивация ребенка в момент занятий. В каждом ребенке заложена генетическая установка противостоять гравитации (сидеть, стоять, ходить). В терапии применяется постепенная эскалация влияния силы тяжести. Ребенок захватывается самой низкой опорой, которую он может терпеть, например, удерживаемой бедрами, ниже колен, лодыжками или даже руками под подошвой. И через все эти варианты ребенок будет реагировать, удерживая положение стоя от коротких до длинных промежутков времени со свободными руками.
В ходе занятий мы ждем от ребенка ответ в виде естественных инстинктов. Такова теория и задача СМЕ MEDEK провоцирует антигравитационный контроль, тренирует автоматический моторный ответ, развивает способность тела противодействовать силам гравитации. Терапевт в момент занятия СМЕ является временной суррогатной нервной системой.
Нервная система имеет потенциал для восстановления в виде пока незадействованных возможностей для прогресса в развитии, а значит при увеличении сложности задачи и/или постановке нехарактерной задачи внутренний потенциал ребенка многократно усиливается и позволяет выполнять действия более высоких ступеней развития, чем та, на которой ребенок находится сейчас.
Основная задача СМЕ разбудить эту спящую энергию с помощью специфических динамических упражнений с минимальной поддержкой, чтобы виртикализировать ребенка и побудить его к усвоению меняющейся позы и выработать правильные реакции.
СМЕ предлагает программу стимуляции вертикальной позы независимо от начальных данных физического развития и возраста ребенка.
Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.