Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.
Цель работы:
укрепление эмоционального и физического здоровья учащихся;
корректировка негативного эмоционального состояния детей;
развитие духовно-нравственной личности;
снятие нервно-психологического напряжения, вызванного другими уроками.
Приоритетные задачи:
создание атмосферы доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
побуждение каждого учащегося к самораскрытию через спонтанное творчество;
улучшение межличностных отношений.
Музыкотерапия – это вид терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроение человек, ослабляя негативные переживания.
Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Лёгкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Основоположником российской школы арт-терапии, по праву можно считать А.И. Копытина – кандидата медицинских наук, президента Арт- терапевтической ассоциации. В его разработках целью применения арт- терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путём реализации психокоррекционного, диагностического потенциала.
Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
Все должны чувствовать себя комфортно.
Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными.
Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.
Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.