Медицинский
реабилитационный центр
Медицинский
реабилитационный центр
Медицинский
реабилитационный центр

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

Цель работы:
  • укрепление эмоционального и физического здоровья учащихся;
  • корректировка негативного эмоционального состояния детей;
  • развитие духовно-нравственной личности;
  • снятие нервно-психологического напряжения, вызванного другими уроками.

Приоритетные задачи:
  1. создание атмосферы доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
  2. побуждение каждого учащегося к самораскрытию через спонтанное творчество;
  3. улучшение межличностных отношений.

Музыкотерапия – это вид терапии, где музыка используется в лечебных или
коррекционных целях. Если говорить о музыкотерапии с точки зрения её
влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы
организма, то поскольку музыка является языком невербальной
коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и
настроение человек, ослабляя негативные переживания.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Лёгкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву можно считать А.И. Копытина – кандидата медицинских наук, президента Арт-
терапевтической ассоциации. В его разработках целью применения арт-
терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья
учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путём
реализации психокоррекционного, диагностического потенциала.

Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:
  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Все должны чувствовать себя комфортно.
  6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические
процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе
ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая
система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается
артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка
неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая,
ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой
или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно
разнообразными.

Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.

Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.
Другие методики